Страницы
- Главная страница
- Портфолио
- Становление звуков в онтогенезе
- Нарушение речи
- Дизартрия
- ОНР
- Артикуляционная гимнастика
- Кинезиологические упражнения
- Фонематическое восприятие
- Консультации
- Логопедическая разминка
- Наши пальчики играют
- Автоматизация
- Дифференциация
- Лексика - грамматика
- Тексты для пересказа
- Мнемотехника
- Логопедические распевки
- Дистанционное обучение
- Обучение грамоте видео
- Связная речь
Становление звуков в онтогенезе
Становление звуков в онтогенезе
Первый крик своего малыша родители слышат еще
в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики
сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о
состоянии дискомфорта.
Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты
называют периодом гуления. Если Ваш ребенок развивается в соответствии с
возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их
слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у
младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением с взрослым.
Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.
В 2,5—3 месяца у младенца появляется
первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию
его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение
взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.
В 4 месяца у ребенка отмечается так
называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со
взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в
ответ на обращение мамы или другого взрослого.
К 5—6 месяцам нормально развивающийся младенец
начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками:
«ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется
внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки.
Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш
малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для
беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести
углубленное исследование состояния слуха.
Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша
начинается период лепетногодекламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с
разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научится понимать и
произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это
время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его
развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые
взрослым.
К году в его словаре будет уже 10—15
осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на»,
«пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.
К 1,5—2 годам в речи крохи должны появиться
предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно
отметить появление в активной речи ребенка первых
прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький»,
«красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой»,
«басёй», «маикий», «касий».
К 3 годам из речи ребенка уходит так
называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные
звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все
простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'],
[к], [к'], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные
или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину»,
«Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще
достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он
легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам малыш уже правильно произносит
свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные
предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с
удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что
ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом
возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть
сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного
нарушения звукопроизношения.
К 5 годам малыш правильно произносит
шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может
связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной
картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок
правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи
грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и
монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 лет начинается школьный
период развития речи ребенка.
Этапы усвоения детьми трудных
звуков
1. Звук С
Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 – 2,5
года. Могут быть замены С – Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем
годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и
пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука С. Иногда
наблюдается смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В старшем дошкольном возрасте
нужно продолжать работу над четким и ясным произношением звука.
2. Звук З.
Появляется звук З на втором году жизни. В основном
ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у
ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно
близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу четвертого года жизни
большинство детей усваивают и правильно произносят звук.
3. Звук Ц.
Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки:
ть-сь-с-тс-тц (типлёнок – сиплёнок – сыплёнок – тцыплёнок – цыплёнок). Данная
система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году
жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть
или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к
четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.
4. Звук Ш.
Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году
жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С
(«суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться
неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется
в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками Х и Ф. К 5-6 годам
произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.
5. Звук Ж
Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети
произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо
«жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение
звука ж.
К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети
испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими
звуками.
6. Звук [ч]
Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши
заменяют его соответствующим твердым
свистящим: цасы вместо часы. В 4 года большинство детей
усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают трудности при
произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6
лет ч произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц,
щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.
7. Звук [щ]
У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но
большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок»
вместо щенок, савель вместо щавель .
В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда
вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его
употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может
быть и смешение: щ — ч, щ — сь.
8. Звук [л]
Мягкий звук л' появляется на втором году
жизни. В 3 года дети заменяют мягким л' недостающие звуки л,
рь, р. Иногда заменяют л' звуком й: «бойно» (больно). К
четырем годам появляется звук л, но иногда дети заменяют
его и или л'. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут
быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно
звуками л и р(лаборатория).
9. Звук [р]
Твердый звук р появляется у детей в 2 —
2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую
системузаменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная
система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства
детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного
звука р на й или ль. К концу пятого года
большинство детей усваивают и правильно произносят звук р.
Некоторые дети не в силах вызвать
вибрацию кончика языка и произносят звук Р как гортанный, или грассирующий
(«французский» ), звук.
Изучив примерные сроки усвоения детьми звуков
речи, рассмотрев этапы формирования трудных звуков, вы можете теперь попытаться
обследовать речь своего ребенка — если у вас возникли какие-то сомнения в том,
правильно ли у него все получается.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий